«Подготовка учащихся 4 класса к ВПР
по русскому языку и математике»
( методическая неделя, 12.03.19 г)
ВПР – Всероссийские проверочные работы - это новая процедура оценки качества общего образования. ВПР не являются государственной итоговой аттестацией, т.е. выпускным экзаменом в начальной школе. ВПР можно сравнить с контрольными работами.
Всё-таки ВПР отличается от контрольных работ. Во-первых, это единые для всей страны задания. Во-вторых, это единые требования к процедуре проведения работы. В-третьих, одновременное выполнение работ школьниками всей страны. Тексты для контрольных работ разрабатываются на федеральном уровне под руководством Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзора) на основе федеральных государственных образовательных стандартов.
ВПР по русскому языку состоит из двух частей, первая часть – это диктант с заданиями по грамматике.
Вторая часть предполагает работу с предложенным текстом и проверяет, насколько школьники осознанно воспринимают прочитанное и владеют русским литературным языком.
ВПР по математике проверяет, научились ли дети считать, применять математические знания для решения практических задач, логически рассуждать, работать с представленной в разных формах информацией.
Как же мы с 4 а классом готовились к ВПР
Был составлен план подготовки к ВПР и обсужден с учениками моего класса
План по подготовке к ВПР я составила еще в августе 2018 года. В сентябре учащиеся знали, какая работа их ждет и начали подготовку. Работу мы начали с отработки навыков по тренажёрам по русскому языку и математике.
Для подготовки к ВПР интернет-сайты:
- на сайте vpr.statgrad.org вы найдёте демоверсии ВПР по всем предметам 2018 года;
- на сайте НИКО (Национальные исследования качества образования) https://www.eduniko.ru размещен «Банк заданий» — образцы заданий по всем трем предметам.
- неплохо помогли в подготовке тестовые задания на сайте «Образовательные тесты» http://testedu.ru. Здесь можно проверить ученика на знания по всем предметам и выявить «слабые места», над которыми стоит поработать тщательнее;
- также различные тестовые задания по всем предметам можно найти на Современном учительском портале.
И еще отдельно хотелось сказать о помощи родителей
Родители приобрели всю необходимую литературу. Это пособия и тренажеры по подготовке к ВПР, приобретение которых требует дополнительных материальных затрат.
В основном, родители беспокоятся за своих детей и берут на себя ответственность за успешное написание проверочной работы. Конечно, и дома повторяют изученный материал, решают задачи, пишут диктанты, контролируют выполнение домашнего задания.
Но наши дети нуждаются и в психологической поддержке при написании контрольных работ и экзаменов. Часто дети плохо пишут проверочные работы потому, что не уверены в себе. Они волнуются, смогут ли оправдать ожидания своих родителей. А вот достаточный сон, хорошее питание, своевременный отдых на свежем воздухе и понимание близких людей добавят сил и помогут сосредоточиться в нужный момент.
Все эти вопросы мы обсуждали с родителями на родительских собраниях.
С учетом полученных результатов для себя я делаю вывод:
Необходимо отрабатывать навыки таких умений, как:
-умение распознавать основную мысль текста при его письменном предъявлении, адекватно формулировать основную мысль в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения;
-умение составлять план прочитанного текста в письменной форме;
-умение строить речевое высказывание заданной структуры (вопросительное предложение) в письменной форме по содержанию прочитанного текста.
-выстроить работу на уроках по развитию речи, по составлению и записи текстов, направленных на знание норм речевого этикета с учетом орфографических и пунктуационных правил русского языка.
Анализ выполнения демоверсии ВПР по математике показал, что наибольшие затруднения вызвали следующие задания:
-задание, направленное на умение читать, записывать и сравнивать величины, используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними.
-задание, направленное на умение решать текстовые задачи в три-четыре действия.
-задание, в котором проверялось умение интерпретировать информацию, (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы).
ВПР по окружающему миру проверяет достижения не только предметных, но и овладения межпредметными понятиями.
1. Составьте план подготовки по предмету и расскажите о нем учащимся.
2. Дайте учащимся возможность оценить их достижения в учебе.
3. Не говорите с учащимися о ВПР слишком часто.
4. Не показывайте страха и беспокойства по поводу предстоящих ВПР.
ВПР, безусловно, событие, которое вызывает стресс у всех его участников: учащихся, родителей, учителей, администрации образовательной организации. Негативные эмоции заразительны. Покажите на собственном примере, как можно справиться с переживаниями, чувствами и ими управлять.
5. Хвалите своих учеников.
Любому учащемуся важно опираться на свои сильные стороны и чувствовать себя уверенно на предстоящих проверочных работах. Однако похвала должна быть искренней и по существу. Убедитесь, что ваши ученики имеют реалистичные цели в отношении предстоящих проверочных.
6. Общайтесь с родителями и привлекайте их на свою сторону!
Родители всегда беспокоятся за своих детей и берут на себя больше ответственности за их успех на проверочной работе. Конечно, дома надо повторять изученный материал, решать задачи и писать диктанты, контролировать выполнение домашнего задания. Родители детей начальной школы ещё могут в этом помочь своим детям, так как знают изучаемые темы, могут проконсультироваться у учителя.